Подростка можно научить хорошим поступкам

12 апреля 2022

– Раньше ведь как было? – рассказывает Алексей Ананенко, председатель БОО “Мир без границ”. – Ребенок состоит на учете, и если он совершил преступление, то его надо рассмотреть на совете профилактики, он должен пообщаться с психологом и социальным педагогом, а потом необходимо придумать какой-то план.

Алексей обучает специалистов СПЦ (психологов и социальных педагогов) кейс-менеджменту и методике “Оценка рисков и возможностей” (ОРВ), а после помогает провести супервизию: это своего рода повышение квалификации, встреча для разбора трудных случаев и помощи специалистам в сложных ситуациях.

– Например, классный руководитель, когда составляет такой план, думает: “Пусть Иванов выполняет у меня в классе какую-то общественную работу. Будет цветы поливать. Я буду раз в четверть ходить к нему домой, раз в месяц с ним проводить беседы: в сентябре – “О вреде алкоголя”, в октябре – “О вреде никотина”, под Новый год поговорю “О вреде петард”. И еще проверю, в какой кружок он ходит”. “Ни в какой”, – говорит Иванов. “Тогда будешь ходить ко мне на факультатив по правилам дорожного движения” –  придумывает классный руководитель. 

Что думает про это психолог? “Оценю его тревожность, проведу тесты на темперамент, проконтролирую посещаемость уроков, найду ему кружок. Летом отправим его на 10 смен в военно-спортивный лагерь”. И все написали, что могут с ребенком делать, исходя из собственных возможностей, а не из того, что ребенку на самом деле нужно.

Мы говорим, что не бывает плохих детей, бывают плохие поступки, которые они совершают. А поступки почти всегда можно исправить. И наша задача – убедить ребенка, что это надо делать. 

Наша задача – не поохать над случившимся, не прочитать лекцию, а побудить ребенка вместе разобраться в переживаниях, эмоциях, чувствах, мыслях и других причинах возникновения такого поступка. И в кейс-менеджменте есть пошаговая методика, как это сделать. Это целая система последовательных действий, начиная от подготовки и заканчивая регулярным сопровождением подростка на пути к изменениям.

Я специалистам на обучении всегда говорю: “Поймите, вы просто советуете, а делать все это надо подростку. Мы с вами, грубо говоря, языком почесали и ушли. А с матерью говорить нужно ему. И переживать в этот момент он это будет один. А чтобы пойти на занятия, ему самому нужно сесть и выучить урок. И мы можем в него верить и поддерживать, но делать это – ему”.

Полная версия статьи тут: UNICEFBELARUS