Проект «Шаг навстречу» 2017-2018:

Цель: улучшение качества жизни детей и молодых людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в соответствии с их возможностями через развитие модели комплексной реабилитации в стационарных учреждениях.

Основным принципом, положенным в модель, является принцип нормализации. В домах-интернатах это предполагает создание комфортных условий, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Обеспечение оптимальных условий для развития ребенка, его интеграции в общество посредством предоставления комплекса не только социальных, но также и качественных образовательных и медицинских услуг.

Ребенок должен быть включен в общее с другими детьми и взрослыми социокультурное пространство, что выходит за рамки концепции «обслуживания».

Задачи:

  • создание условий для участия детей и молодых людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в повседневной жизни и в жизни общества;

  • создание условий для получения детьми и молодыми людьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития качественных реабилитационных, образовательных, медицинских и других услуг.

Качественное социальное обслуживание детей, проживающих в домах-интернатах социальной направленности, должна строиться на принципах комплексного взаимодействия структур различной подчиненности с целью максимально возможного развития ребенка, нормализации его жизни в стационарном учреждении. В основе реализации данных целей лежат интересы каждого конкретного ребенка, его индивидуальность и темпы развития.

Для успешного развития детей в домах-интернатах необходимо, чтобы разные профессиональные группы вели согласованную, четко продуманную совместную работу в интересах ребенка.

Совместная работа означает, что сотрудники регулярно (например – раз в квартал, а при необходимости и чаще) обмениваются информационными сведениями о ребенке: формулируют вопросы, собирают ответы, проводят дискуссии при расхождении во мнениях и затем определяют цели развивающей работы на следующий срок.

Для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития особенно важно взаимодействие с окружающими людьми. Именно поэтому необходимо создать такие условия, при которых взрослые, оказывающие помощь подопечному, работали бы в едином направлении, двигались к одной цели – улучшению состояния ребенка, его обучению и развитию.

Мероприятия проекта:

  • открытие и обеспечение функционирования пилотных групп: закупка необходимого оборудования, материалов (в т.ч. средств личной гигиены, реабилитационного оборудования и материалов, вспомогательных приспособлений, игрушек, развивающих пособий, литературы и т.д.), осуществление ремонтных работ (при необходимости);

  • обучение персонала: практико-ориентированные семинары:  «Патронажный курс: перемещение, психологические аспекты, гигиена и уход», «Физическое сопровождение детей и молодых людей с ТМНР», «Трансфер: методы эффективного перемещения детей с ТМНР. Сохранение спины», «Кормление детей с ТМНР», «Базальная коммуникация», «Нарушение привязанности и их влияние на здоровье и поведение детей», «Ребенок с ТМНР: как и во что играть»,  «Междисциплинарное взаимодействие или командная работа специалистов в сопровождении детей с ТМНР», «Респираторный менеджмент»; «Профилактика вторичных осложнений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»; «Визуальная поддержка в работе с детьми, имеющими когнитивные проблемы»; «Основы поведенческого анализа» и др.; тренинги по межличностной коммуникации и командному взаимодействию, профилактике эмоционального выгорания, тренинг снятия эмоционального напряжения, анти-стресс, тренинг развития креативности и творческих способностей и др., стажировки на базе учебно-методической площадки проекта в г. Гомеле, зарубежные визиты по обмену опытом. Темы семинаров ориентированы на решение конкретных проблем и задач, которые стоят перед ухаживающим за ребенком взрослым. В обучении будут применяться активные, тренинговые методы обучения, много практических упражнений, где необходимо пробовать на себе. В процессе обучения участникам будет дана возможность много говорить и чувствовать, обращаться к собственному опыту и осмыслять его. Занятия будут вести практики, сами работающие или работавшие с подобными клиентами.

  • создание и координация групп взаимодействия сотрудников (регулярных встреч всех сотрудников и волонтеров, работающих с воспитанниками);

  • привлечение к работе волонтеров, их обучение (профессионализация волонтерской деятельности, привлечение волонтеров к реализации комплекса реабилитационных услуг и решению других актуальных задач, что позволит оптимизировать нагрузку на основной персонал);

  •  привлечение семей воспитанников: родительские собрания, детско-родительские акции;

  • регулярные интеграционные (выездные) мероприятия для воспитанников пилотных групп;

  • все сотрудники, работающие в проекте, вне зависимости от занимаемой должности, будут иметь возможность пройти трехдневную стажировку на базе учебно-методической площадки проекта (Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов с ОПФР);

  •  в рамках проекта планируется разработка рекомендаций по важнейшим аспектам жизнедеятельности воспитанников с тяжелыми и множественными нарушениями развития для сотрудников, волонтеров и родителей.