Если ваш ребёнок в спецах

Уважаемые родители! 

Эта статья поможет Вам и Вашему ребенку, если он уже помещен или готовится к помещению в специальное учебно-воспитательное (лечебно-воспитательное) учреждение закрытого типа.

Наша организация 20 лет оказывает помощь ребятам, находящимся в таких учреждениях или попавшим в конфликт или контакт с законом. Мы стараемся помочь в преодолении своих проблем, защите прав и законных интересов, в том числе их родителям и законным представителям.

Можно ли что-то изменить, если тебя направляют в закрытое учреждение, когда и как?

Что делать если Вы знаете или предполагаете, что на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних, куда вы приглашены, готовится к рассмотрению дело о направлении подростка в такое учреждение?

Практически всегда такое решение зависит от членов КДН. С ними можно встретиться до заседания КДН и попытаться убедить в важности и необходимости предоставления «второго шанса». Хорошо, если обещания со стороны подростка будут подкреплены делом: помощь в школе, хорошие (может только для самого подростка с учетом его уровня способностей) оценки и поведение (подкрепите это словами других учителей), стабильная посещаемость как уроков, так и внеурочных мероприятий, кружков, секций. Если ваше обращение о «прощении и втором шансе» будет подкреплено словами классного руководителя, учителя, тренера, уважаемого соседа или взрослого, социального педагога, психолога, представителя БРСМ или иной общественной организации – это будет хорошо.

Одно из главных условий – принесение извинений пострадавшей от поступка подростка стороне и их принятие. Не всегда можно исправить, то, что сделал, но можно искренне извиниться и достичь договоренности, как это можно исправить. Любые подтверждения этого могут помочь вам.

Это же вы можете продемонстрировать на заседании комиссии и даже после вынесения решения, чтобы оно было отменено и документы не были направлены в суд.

Кроме того, есть перечень заболеваний, которые препятствуют направлению в указанные учреждения. Многие из этих заболеваний могут носить скрытый характер. И возможно стоит пройти обследование на предмет выявления этих заболеваний. Бывает много случаев, когда у детей, которые уже находятся в закрытом учреждении, находят такие заболевания.

Чего не стоит делать на заседании КДН?

Молчать, огрызаться, обвинять и вести себя агрессивно. Если родители заявляют о том, что «во всем виноват ребенок и они не могут с ним справиться», «это школа (соцпед, классная, директор, заместитель) или друзья виноваты» — это прямая просьба направить подростка в спецучреждение и как можно быстрее. Только конструктивная позиция и общение могут помочь найти наиболее адекватный и удобный выход из сложившейся ситуации. Эти же советы относятся к заседанию суда.

Можно ли влиять на сроки помещения?

Если вы чувствуете, что решение КДН все равно склоняется к направлению в спецучреждение, попытайтесь оговорить минимальные сроки помещения. Всеми субъектами профилактики хорошо принимаются во внимание аргументы по срокам, связанные с окончанием обучения или очередного класса. Например, до окончания очередного класса, на период летних каникул, четверти, поступления в учреждение профессионального обучения. Заседание суда как правило проходит не ранее месяца после рассмотрения КДН. В случае решения суда о направлении подросток попадает в учреждение самое раннее – через месяц. Иногда эти периоды увеличиваются. Как правило, КДН ходатайствуют перед судами о помещении подростка на максимально возможный срок – 2 года или до достижения 18 лет (если это наступит ранее). Если Вы найдете аргументы – этот срок может быть меньше. В этом может помочь адвокат или консультация в нашей организации. Привлечение адвоката на ранней стадии (заседание КДН, суда) – может существенно помочь, хотя стоит отметить, они не стремятся к такой практике.

Если решение суда о направлении в спецучреждение принято?

Если решение суда принято, оно вступит в силу через 10 дней. За это время его можно опротестовать в суде высшей инстанции. Важно понимать, что помещение в такое учреждение – это не наказание. Суд рассматривает это в ходе гражданского, а не уголовного процесса. Соответственно, важно понимать, что безусловности направления в учреждение в отличие от уголовного процесса не существует. И если собрать и предоставить в суд дополнительные документы, которые могут подтвердить, что подросток не нуждается в помещении в учреждение. Как правило, одному родителю без навыков и знаний в этой области сложно справиться с такой задачей. НО возможно, а лучше попросить помощи и привлечь специалистов, которые с этим работали. Услуги адвокатов -платные. Зачастую родителям приходится слышать мнения сотрудников милиции и иных лиц о бесперспективности данного обращения. Однако это не так. Не принимайте решение за своего ребенка. Спросите у него. В любом случае есть мнение, что каждый нормальный родитель должен предпринять все меры, чтобы оставить своего ребенка жить в семье, рядом с собой. И эта как раз последняя из возможных мер.

Далее – только меры помощи ребенку позитивно преодолеть данный вызов судьбы.

После решения суда подросток будет помещен в приемник-распределитель. Он в стране один и находится в г.Минске. Закон не запрещает сопровождение родителями ребенка в это учреждение, но предписывает сделать это сотрудникам милиции. Вместе с тем, если вы психологически, морально и материально подготовите своего ребенка к помещению в учреждение, вы можете договориться с сотрудниками милиции в оказании содействия в доставке подростка и сотрудника милиции на вашей или вами предоставленной машине.

Решение о помещении в приёмник-распределитель также принимается судом. Это решение выносится без вашего участия, но вы можете влиять на его содержание, если договоритесь с сотрудниками милиции, что нет необходимости помещать подростка в приемник в случае опротестования вами решения суда или до вступления решения суда в законную силу.  Обоснованием этого будет как раз-таки подготовка подростка к поездке, приобретение вещей, прохождение медицинских обследований, сбор документов, характеризующих личность подростка и т.д. При этом вы даете и обеспечиваете гарантии нахождения вашего ребенка дома, несовершения им противоправных или иных деструктивных действий и проч.

Во время нахождения в приемнике-распределителе туда можно и нужно позвонить, переговорить с начальником и уполномоченными лицами. По договоренности с руководством можно навестить ребенка, передать вещи, посылки. Если у подростка есть особые потребности или особенности – лучше об этом сообщить удобным способом не только сотрудникам приемника, но и учреждения.

Приемник-распределитель УВД Минского облисполкома расположен: г.Минск, пер 1-й Окрестина, 38

Телефон: +37517 372 73 87

Начальник – Лычковская Лариса Борисовна, человек, с которой можно найти общий язык.

В приемнике ребёнок может находиться до 30 дней. Иногда этот период может быть больше, но этого быть не должно!

Переезд в учреждение

Все девочки поедут в г.Петриков Гомельской области. Там расположено Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа.

Адрес: ул.Макаренко, 5, г.Петриков, Гомельская область, 247912

Телефон: 8 02350 5 33 72 - приёмная

Сайт: http://petrikovsptu.by/

Мальчики до 14 лет – поедут скорее всего в Могилевскую специальную школу закрытого типа

Адрес: ул.Б.Бирули, 16, г.Могилев, 212025

Телефон:  +375 222 64 33 99

Сайт: http://mogschzt.edu.by/

Мальчики старше 14 лет, направляемые в специальное учебно-воспитательное учреждение, поедут в Могилевское специальное профессиональное техническое училище закрытого типа

Адрес: ул.Первомайская, 157, г.Могилев, 212016

Телефон: + 375 22232 66 87

Мальчики, направляемые в лечебно-воспитательное учреждение, поедут в г.п.Кривичи Мядельского района Минской области

Адрес: ул.17 сентября, 131, гп.Кривичи,М Мядельский р-он, Минская область, 222476

Телефон: 8(01797)43301

Сайт: http://lvukrivichy.unibel.by/

Какие права и обязанности родителей имеются и возникают в связи с помещением ребёнка в такое учреждение?

Законодательно помещение в данное учреждение не является ограничением родителей в родительских правах и не влечёт на них никаких обременений. Т.е., родители должны выполнять свои обязанности. Они должны интересоваться жизнью ребёнка, поддерживать с ним контакты (телефонные звонки, посещения, переписка по почте или посредством сети ИНТЕРНЕТ и др.), обеспечивать его теми предметами, в которых он нуждается, или которые могут доставить ему радость, повысить настроение (посылки, передачи, визиты и проч.). В то время, когда ребёнок жил в семье, родителям приходилось тратить на него определённую часть семейного бюджета. Аналогичную сумму необходимо выделять для ребёнка и в ситуации, когда он помещен и находится в специальном учреждении.

При этом невыполнение родителями своих родительских обязанностей может являться основанием для рассмотрения вопроса об ограничении родителей в своих родительских правах или лишения их этих прав. А в случае, если такая ситуация наступит, родители будут признаны обязанными лицами и будут возмещать за содержание ребёнка в специальном учреждении средства.

И эта сумма будет гораздо больше того, что может потратить родитель для поддержания позитивных и человеческих отношений со своим ребёнком, находящимся в учреждении.

Какие права имеют ваши дети в специальном учреждении?

В период нахождения в учреждении Ваш ребёнок кроме прав, определённых Кодексом Республики Беларусь об образовании, имеет право на:

*краткосрочный отпуск в случае смерти или тяжёлой болезни родителей или других близких родственников, каникулы;

*получение платных услуг в сфере образования;

*участие с разрешения руководителя в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной деятельности;

*получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод;

*переписку, получение и отправление передач, посылок, бандеролей, денежных переводов, телефонные переговоры;

*посещение родителями, другими законными представителями и иными лицами.

За успехи в обучении, общественно полезном и производительном труде, образцовое поведение, активное участие в общественной жизни для воспитанников учреждений закрытого типа устанавливаются следующие меры поощрения:

-объявление благодарности;

-награждение грамотой, ценным подарком;

-досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;

-сообщение родителям о примерном поведении и успехах в обучении и труде;

-выезд на каникулы к родителям;

-предоставление права выхода за пределы специального учреждения для участия в культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных мероприятиях в сопровождении работников специального лечебно-воспитательного учреждения, родителей или законных представителей.

ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В специальном учреждении создаются условия для посещения воспитанников родителями, близкими родственниками, а также другими лицами (далее – свидание).

Свидание допускается в выходные, праздничные дни и время, свободное от занятий, с разрешения руководителя специального учреждения (в его отсутствие – заместителя руководителя специального учреждения).

Лица, прибывшие на свидание в состоянии алкогольного или наркотического опьянения либо ином состоянии, которое может угрожать безопасности воспитанника или оказать на него негативное влияние, лишаются права свидания.

На свидании не допускается употребление наркотических, токсических, алкогольных или приравненных к ним веществ, курение, просмотр эротических или порнографических материалов, материалов экстремистского толка, а также пропагандирующих насилие и жестокость, социальную, расовую, национальную, религиозную и иную вражду и ненависть. Запрещено проносить на свидание колющие и режущие предметы, оружие. Во время свидание допускается употребление в пищу продуктов питания в фабричной упаковке с указанными сроками годности, прошедшими первичный контроль медицинских работников и службы режима специального учреждения. В случае наличия видимых признаков непригодности продуктов питания их пронос на территорию специального учреждения и в место, где проходит свидание, не допускается.

Свидание прекращается в случае нарушения правил проведения свидания его участниками, о чём сотрудниками специального лечебно-воспитательного учреждения составляется акт, который хранится в личном деле воспитанника.

Свидание может быть отменено в случае нежелания воспитанника встречаться с прибывшими на свидание родителями, близкими родственниками, а также другими лицами. Отказ от свидания оформляется воспитанником в письменном виде и хранится в его личном деле.

НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКА СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА КАНИКУЛЫ И В ОТПУСК

В период пребывания в специальном учреждении в качестве поощрения и в целях реабилитации при наличии соответствующих социально-бытовых условий по месту жительства по решению администрации специального учреждения воспитаннику могут быть предоставлены каникулы по месту жительства родителей.

Каникулы воспитаннику могут быть предоставлены не ранее, чем через 3 месяца со дня его поступления в специальное учреждение в период каникул, установленных Министерством образования.

Воспитанник направляется к месту проведения каникул и возвращается в специальное учреждение в сопровождении родителей.

Специальное учреждение не позднее, чем за 45 дней до начала каникул информирует родителей, комиссию по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, органы внутренних дел по месту жительства воспитанника о предоставлении ему права пребывания в семье во время каникул и согласовывает с ними все вопросы, связанные с организацией его приезда и режима пребывания.

Продолжительность пребывания воспитанника у родителей или лиц, их заменяющих, на каникулах устанавливается руководителем специального учреждения в каждом конкретном случае, но не свыше продолжительности каникул, предусмотренных учебным планом специального учреждения.

В течении каникул администрация специального учреждения по мере необходимости в целях обеспечения контроля за поведением воспитанника поддерживает связь с воспитанником, его родителями, комиссией по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа и органами внутренних дел по месту нахождения воспитанника.

Каникулы прерываются, а воспитанник возвращается в специальное учреждение в случае нарушения им правил поведения на каникулах.

В случае смерти или тяжёлой болезни родителей или других близких родственников воспитаннику специального учреждения может быть представлен краткосрочный отпуск. Воспитанник направляется к месту проживания родителей или других близких родственников и возвращается в специальное учреждение в сопровождении родителей или сотрудника специального учреждения.

Что можно ребёнку привозить?

Количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые воспитанники могут иметь при себе, определяется руководителем специального учреждения исходя из возможностей для их хранения.

Испорченные продукты питания, поступившие в посылке, бандероли, по заключению медицинского работника подлежат уничтожению в присутствии воспитанника, на имя которого поступила бандероль или посылка, о чём составляется акт.

Запрещены к хранению и подлежит обязательному уничтожению следующие изъятые у воспитанников предметы, вещи и продукты питания:

*алкогольные и слабоалкогольные напитки, пиво;

*наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, предметы и вещества, которые могут быть использованы для их изготовления и употребления;

*лекарственные средства и изделия медицинского назначения, признанные медицинским работником непригодными к использованию по назначению;

*табачные изделия;

*огнеопасные предметы;

*игральные карты, игральные кости, иные предметы, используемые в азартных играх;

*печатная, рукописная, Фото-, аудио- и видеопродукция эротического и порнографического характера, а также пропагандирующая культ насилия и жестокости, отказ от принятых в обществе *нравственных норм и ценностей, разжигающая социальную, расовую, национальную, религиозную и иную вражду и ненависть;

*продукты питания, употребление которых опасно для здоровья и жизни.

Качество поступивших в посылках, бандеролях, передачах продуктов питания перед передачей их по принадлежности в обязательном порядке проверяется медицинским персоналом специального учреждения.

Как написать письмо ребёнку

Уважаемые родители! Пишите письма своим детям! Для них Ваши письма не только информация, но и частичка приятных воспоминаний о Вас, о доме, о том приятном, что было у них раньше. Поддержите своего ребёнка и выразите свою родительскую любовь.

Мы хотим помочь вам в этом и дать несколько советов, которые помогут вам составить хорошее и искреннее письмо своему Ребёнку.

Любое письмо начинается с Приветствия. Хорошо, если Вы будете обращаться к вашему ребёнку тепло и ласково. Вспомните, какие имена ему больше нравились, когда вы были вместе.

Начните письмо с краткого рассказа о членах семьи (как учёба, работа, что купили в дом, как здоровье, приятные события, позитивные изменения, трудоустройство, ремонт в доме, хорошая учёба братьев и сестёр и т.д.) Не стоит описывать ребёнку в письме какие-то факты криминального содержания (случаи пьянки, драк, краж, кто попал в милицию или совершил противоправные поступки и др.)

Очень важно поинтересоваться в письме делами и успехами ребёнка: как учёба, кто преподаёт, какие отношения с учителями, воспитателями, ребятами в училище, попросите описать, как обычно проходит день в училище, попросите описать, как обычно проходить день у ребёнка, чем он занимался в последние выходные, как его настроение, здоровье, вспомните конкретные проблемы, которые возникли у ребёнка со здоровьем и спросите, как сейчас он себя чувствует. Например, если у ребёнка за месяц до направления в учреждение болел зуб, спросите, что у него с этим зубом.

Спросите, какие интересные события случились с друзьями вашего ребёнка или его одноклассниками в учреждении. Спросите, с кем ребёнок общался, как его зовут, откуда он. В последующих письмах спросите, как у него дела, приезжал ли кто-нибудь к нему, звонил, писал, высылал что-либо в посылке. Уточните, есть ли ещё ребята из вашего региона, может можно позвонить их родителям. ВЫ могли бы общаться с ними, передавать посылки, вести.

Важной частью письма является определение потребностей, того, что вашему ребёнку очень надо. Вы можете конкретно указать сумму, которую рассчитываете потратить на ребёнка и спросить, что он хотел бы на неё получить.

Очень важно, чтобы в своем письме вы высказывали положительные эмоции по отношению к ребёнку (любовь, привязанность, заботу и др.), поддержку (скучаем, надеемся на встречу, ждём писем), договоритесь, когда вы могли бы звонить ребёнку.

Важно в письме выразить уверенность в способностях ребёнка быть успешным. Выражайте радость самым малым успехам ребёнка.

Напишите, как вы видите будущие позитивные перспективы совместной жизни в семсье5 после возвращения ребёнка (кем он мог бы стать, где работать, где он будет спать дома, что бы вы хотели ему купить и т.д.)

Не стоит ставить перед ребенком невыполнимые задачи; помнить, кому мы пишем. Писать надо как можно чаще, четко формулировать вопросы к ребенку (что ты сегодня ел, какие отметки получил, какой фильм смотрел, какие мероприятия и прочее).

Не забывайте про ободрения, наставление ребенка. Лучше это делать в краткой форме (Держись! Смотри на жизнь веселее! Пиши письма! Выучи хорошо тему по литературе и получи хорошую отметку и т.д.)

В конце письма обязательным элементом является прощание и подтверждение вашей любви к ребенку.

Помните, письмо не должно содержать нецензурных выражений и упреков в прошлых поступках вашего ребенка. Не ставьте в письме ультиматумы, упреки ребенку. Не рекомендуется в письме писать об отрицательных сторонах происходящего в семье (злоба на кого-либо, игнорирование ребенка друзьями, близкими, факты злоупотреблений алкоголем кого-либо из близких и др.).

Важно не дать ребенку ощущение, что в семье без него все хорошо или стало гораздо лучше. Не упрекайте его, не унижайте, не оскорбляйте.

По всем вопросам вы можете получить консультацию в нашей организации по телефонам и электронной почте: +375 17 398 12 40, wwb@tut.by

Хорошей практикой является нахождение других родителей, чьи дети находятся в этих учреждениях и совместная кооперация. Можно передать передачи, весточку, вместе съездить, уточнить условия и особенности жизни своего ребенка, просто поговорить и поделиться переживаниями.

Что-то из этого может сделать и наша организация. И найти других родителей, в том числе из вашего региона, можно через нас.