Контактные лица для детей в закрытых учреждениях
Модель работы «Контактные лица/contact persons» – международная система работы с детьми, переживающими трудные жизненные условия. Предполагает профессиональное и непрофессиональное сопровождение опекаемого лица, основанное на принципах доверительных товарищеских отношений. Как правило, контактное лицо выполняет связующую роль между опекаемым лицом и представителями органов и учреждений, оказывающих квалифицированную помощь на профессиональной основе
Как это работает?
- Набирается состав волонтеров, имеющих определенные коммуникативные навыки, обладающих определенными морально-нравственными качествам.
- Волонтеры привлекаются к проведению мероприятий с детьми, с которыми предполагается их дальнейшая работа.
- Контактное лицо для конкретного подростка назначается на принципе взаимного уважения и доверия. Контактного друга выбирает сам подросток. В том числе им может быть и специалист, который работал с ребенком.
- Функционал: проведение периодических встреч с подростком, обсуждение его поведенческих (коррекционных) достижений, контакт с иными специалистами с целью корреляции проводимой работы с подопечным, контакт с родителями, участие в рекреационных мероприятиях подростка (поход в кино, прогулки, занятия спортом и др.). Отличием данного лица является то, что его встречи с подростком и общение преимущественно происходят в среде жизнедеятельности подростка (дом, улица, кружки, секции, бассейн, поход и др.).
Что это за учреждения, в которых содержатся клиенты контактных друзей?
Специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения – это учреждения образования интернатного типа, предназначенные для подростков 11- 18 лет, вступивших в конфликт с законом. Дети там живут, учатся, с 14 лет получают профессию (девочки – швея, мальчики – овощевод-садовод, деревообработка). Им запрещен свободный выход за территорию учреждения, но допускаются выходы в сопровождении сотрудников учреждения по выходным за хорошее поведение. За нарушение правил оспитанника учреждения могут поместить в индивидуальную комнату реадаптации на 2 суток. В учреждении имеется служба режима. Сотрудники данной службы проводят личный досмотр детей, проверяют их почтовые отправления, следят за соблюдением режима содержания ребят.
Кто они – воспитанники специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений?
Статьей 14 Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определены основания помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения.
В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, которые также имеют особенности психофизического развития, либо которые страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо которые состоят на наркологическом учете.
Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение (по статье 117 УК РБ) либо принято судом решение о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.
Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:
- в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела (даже одного) или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;
- в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за любые из указанных ниже правонарушений:
- умышленное причинение телесного повреждения,
- или мелкое хищение,
- или умышленное уничтожение либо повреждение имущества,
- или мелкое хулиганство,
- или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения,
- или занятие проституцией,
- или заведомо ложное сообщение,
- или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством.
Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.
Несовершеннолетний, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, по собственному желанию и с согласия родителей, опекунов или попечителей на основании решения руководителя специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения может остаться пребывать в этом учреждении для завершения обучения на срок до шести месяцев независимо от его возраста с правом покинуть такое учреждение в любое время на основании его заявления и с согласия родителей, опекунов или попечителей. К такому несовершеннолетнему не применяются меры педагогического воздействия (помещение в комнату реадаптации, запрет выхода в город).
Как контактному другу провести телефонный разговор с ребенком