Контактные лица для детей в закрытых учреждениях

Модель работы «Контактные лица/contact persons» – международная система работы с детьми, переживающими трудные жизненные условия. Предполагает профессиональное и непрофессиональное сопровождение опекаемого лица, основанное на принципах доверительных товарищеских отношений. Как правило, контактное лицо выполняет связующую роль между опекаемым лицом и представителями органов и учреждений, оказывающих квалифицированную помощь на профессиональной основе

Как это работает?

  • Набирается состав волонтеров, имеющих определенные коммуникативные навыки, обладающих определенными морально-нравственными качествам.
  • Волонтеры привлекаются к проведению мероприятий с детьми, с которыми предполагается их дальнейшая работа.
  • Контактное лицо для конкретного подростка назначается на принципе взаимного уважения и доверия. Контактного друга выбирает сам подросток. В том числе им может быть и специалист, который работал с ребенком.
  • Функционал: проведение периодических встреч с подростком, обсуждение его поведенческих (коррекционных) достижений, контакт с иными специалистами с целью корреляции проводимой работы с подопечным, контакт с родителями, участие в рекреационных мероприятиях подростка (поход в кино, прогулки, занятия спортом и др.). Отличием данного лица является то, что его встречи с подростком и общение преимущественно происходят в среде жизнедеятельности подростка (дом, улица, кружки, секции, бассейн, поход и др.).

Что это за учреждения, в которых содержатся клиенты контактных друзей?

 Специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения – это учреждения образования интернатного типа, предназначенные для подростков 11- 18 лет, вступивших в конфликт с законом. Дети там живут, учатся, с 14 лет получают профессию (девочки – швея, мальчики – овощевод-садовод,  деревообработка). Им запрещен свободный выход за территорию учреждения, но допускаются выходы в сопровождении сотрудников учреждения по выходным за хорошее поведение. За нарушение правил оспитанника учреждения могут поместить в индивидуальную комнату реадаптации на  2 суток. В учреждении имеется служба режима. Сотрудники данной службы проводят личный досмотр детей, проверяют их почтовые отправления, следят за соблюдением режима содержания ребят.

 Кто они – воспитанники специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений?

Статьей 14 Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определены основания помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения.

В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, которые также имеют особенности психофизического развития, либо которые страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо которые состоят на наркологическом учете.

Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение (по статье 117 УК РБ) либо принято судом решение о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:

 - в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела (даже одного) или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;

- в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за любые из указанных ниже правонарушений:

  • умышленное причинение телесного повреждения,
  • или мелкое хищение,
  • или умышленное уничтожение либо повреждение имущества,
  • или мелкое хулиганство,
  • или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения,
  • или занятие проституцией,
  • или заведомо ложное сообщение,
  • или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством.

Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.

Несовершеннолетний, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, по собственному желанию и с согласия родителей, опекунов или попечителей на основании решения руководителя специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения может остаться пребывать в этом учреждении для завершения обучения на срок до шести месяцев независимо от его возраста с правом покинуть такое учреждение в любое время на основании его заявления и с согласия родителей, опекунов или попечителей. К такому несовершеннолетнему не применяются меры педагогического воздействия (помещение в комнату реадаптации, запрет выхода в город).

Как написать письмо ребенку

Как контактному другу провести телефонный разговор с ребенком

Как провести разговор с его родителями