Ставшие собой
Благодаря началу нового проекта и направления деятельности МБГ, в 2013 году впервые были восстановлены в дееспособности 5 молодых людей с инвалидностью, проживавших в домах-интернатах. На сегодняшний день восстановлено около 50 молодых людей и это почти интернат.
Дадим семью детям, которые находятся в домах-интернатах! Это наша главная задача сегодня!
АЛЕКСАНДР Б., 1981г.р. Саша со своим младшим братом оказались в Богушевском доме-интернате из-за лишения мамы родительских прав. Парень постоянно во время проживания в интернате вспоминал дом. Саша очень хозяйственный и умеет выполнить любую работу по дому: положить тротуарную плитку, зацементировать полы, что-то прибить, покрасить. Он обожает животных, особенно лошадей. Он знает все их повадки, привычки, особенности. Восстановление в дееспособности в 2015 году позволило ему трудоустроиться коневодом в Богушевском доме-интернате. Вчерашний воспитанник стал сотрудником, который помогал специалистам проводить реабилитацию детей с инвалидностью с помощью иппотерапии. Год спустя молодой человек стал работать в коммунальном хозяйстве г.п. Богушевск. Но родной дом всегда был маяком для Саши. Он переехал в г.Глубокое домой к маме. Однако возникли сложности с работой, и Саша приехал трудиться в агроусадьбу в п.Ратомка. Саша помогает матери, оплачивает все коммунальные услуги. Постоянно навещает младшего брата в Глубокском психоневрологическом интернате и даже забирает его на каникулы домой. Мечта Александра— иметь свой дом, чтобы заниматься хозяйством.
ОЛЬГА Н., 1989г.р. Модница Ольга прибыла в дом-интернат после окончания первого отделения вспомогательной школы в 2006 году. До одиннадцати лет девочка жила в семье с мамой и папой. Но мама умерла, и отца убедили оформить дочь в школу-интернат. Долгое время казалось, что Ольгу все устраивает и она не тяготиться жизнью в интернате. Этакая флегматичная модница и красавица. Аккуратистка. Все по полочкам. Все по порядку. Вышивка и бисер в реабилитационных мастерских, пение и танцы на сцене, помощь в группе, телевизор и чтение в свободное время. И так из года в год. Но в прошлом году Ольга созрела быть самостоятельной. Решила сама, а может и с помощью тети (они тесно поддерживали отношения, тетя навещала племянницу и брала к себе в гости). А быть может не обошлось без нежных чувств… Бывший воспитанник Андрей, также восстановившись в дееспособности в 2010 году и уехав в Логойский дом-интернат, не смог забыть Ольгу, приезжал в гости, звал к себе. В процессе восстановления дееспособности, на предварительном судебном заседании прокурор задал Ольге вопрос: «А что Вы делаете в свободное время?» - «Читаю детективы». - «Хм… детективы… а чем они Вам интересны?» Ответ поразил всех: «Из них я учусь, что делать нельзя». Такой вопрос и ответ не отрепетируешь заранее… Ольга уехала в Логойск. Спасибо ее тете, она продолжает поддерживать племянницу. Спасибо Андрею, он всегда рядом. Нет, они еще не поженились. Но ведь вся жизнь впереди…
СЕРГЕЙ И., 1986 г.р. До 16 лет Сергей жил в семье с родителями и сестрами, но после смерти родителей, оказался в доме-интернате. Младшая сестра была определена в опекунскую семью, старшая - получала профессиональное образование. У парня были сложности со здоровьем и трудности с усвоением учебного материала, он занимался по программе вспомогательной школы. Взрослую жизнь пришлось встречать в доме-интернате, где все было иначе, чем дома. Это вызывало у Сергея неприязнь, нежелание привыкать к новым условиям и его поведение носило конфликтный характер. Однако рядом были добрые помощники, которые мотивировали Сергея к преодолению этих трудностей. Восстановлен в дееспособности в 2014 году. Мечта жить самостоятельно и работать сбылась. Трудовой путь начал рабочим на предприятии по обработке древесины в г.п.Богушевск, а сегодня трудится в агроусадьбе в п.Ратомка. Благодарность – отличительная черта характера Сергея. Он помнит дни рождения всех сотрудников дома-интерната, работавших с ним и не забывает поздравить каждого, а иногда и вручить подарок. Дружелюбный, честный, всегда готов помочь тем, кто в этом нуждается, обладает чувством юмора. Поддерживает самые теплые отношения с сестрами и их семьями. Одним из важных планов Сергея является намерение создать свою собственную семью, потому что только в семье можно чувствовать себя на 100 % нужным и значимым.
АЛЁНА С., 1979г.р. Родители были лишены родительских прав в отношении Алены, и она была отправлена во вспомогательную школу-интернат в г.Бегомле, а после ее окончания в Богушевский дом-интернат. Наличие инвалидности, последующее лишение дееспособности в доме-интернате, утраченные связи с семьей – всё вместе создавало не радостную картину будущего для девушки. Алена обладательница целеустремленного характера: никогда не соглашалась с существующим положением вещей в своей жизни, имела обостренное чувство справедливости, всегда защищала слабых, делилась последним со всеми, кто был рядом. Всегда активно участвовала в спортивных мероприятиях, прекрасно справлялась с рукоделием - делала поделки из бисера, соломки, рисовала, обладала музыкальным слухом и хорошим голосом. Февраль 2013 года стал новым рубежом в её жизни. Алена одной из первых была восстановлена в дееспособности и стала полноправным гражданином Республики Беларусь. Не смотря на вторую группу инвалидности, она трудоустроилась. Первым рабочим местом был Богушевский дом-интернат, а через два года и вот уже на протяжении 5 лет Алена работает швеей на предприятии «Нить», имеет 3й профессиональный разряд и награждена грамотой за добросовестный труд. Живет Алена в общежитии предприятия. Алена активно поддерживает отношения с друзьями по всей Беларуси. Алена не затаила обиды на родственников, которые все эти годы не поинтересовались её жизнью. Она сама разыскала их через программу «Жди меня», собрала необходимую сумму для поездки в Казахстан и навестила их. Сегодня члены семьи поддерживают отношения с Аленой через социальные сети и мобильную связь. Ни социальное сиротство, ни дома-интернаты, ни диагноз и инвалидность не стали для Алены препятствиями, чтобы стать независимой, самостоятельной и свободной личностью.
«Нормализация. Интеграция. Равноправие»:
Шведская организация «Помощь Эрика» в сотрудничестве с белорусским партнером - БОО «Мир без границ» реализовало проект «Нормализация. Интеграция. Равноправие»:
Проект вносил вклад в снижение уровня бедности и улучшение качества жизни детей и молодых людей с особенностями психофизического развития в соответствии с их правами, гарантированными Конвенцией ООН о правах ребенка и Конвенцией ООН о правах инвалидов.
Проект реализовывался в направлении решения Целей Развития Тысячелетия в плане ликвидации социально-медицинской и образовательно-квалификационной бедности. Он способствовал интеграции воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов и молодых инвалидов с особенностями психофизического развития в общество.
Основополагающим направлением проектной деятельности являлась переориентация системы работы стационарных учреждений для детей-инвалидов и молодых инвалидов с принципа полного обеспечения жизнедеятельности на принцип развития личности и помощи в самообеспечении.
В январе 2005 года на базе Богушевского дома-интерната для детей с особенностями психофизического развития стартовал долгосрочный шведско-польско-белорусский проект «Развитие альтернативных видов ухода за детьми с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь». Цель проекта - оказание помощи детям с ОПФР, проживающим в специализированных детских домах-интернатах, их родителям, людям, которые находятся рядом, – специалистам этих учреждений и местным жителям. Значительная работа проводится по ознакомлению людей, взявших на себя обязанности по уходу за детьми с непростой судьбой, новыми формами и методами работы.
Сейчас БОО «Мир без границ» сотрудничает со всеми домами-интернатами для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в нашей стране. Работа объединения нацелена на изменение отношения общества к людям с особенностями в развитии и улучшение качества их жизни.
Среди проводимых мероприятий - семинары для специалистов и персонала домов-интернатов, проведение дней открытых дверей для родителей и родственников, приобретение необходимого оборудования и предоставление образовательного материала для развития умственной и двигательной активности воспитанников, ознакомление с успешным опытом работы по данным направлениям, в том числе и в других странах.
Тесное сотрудничество объединения с администрацией и сотрудниками домов-интернатов, постоянные контакты с их воспитанниками указали на проблемы детей и молодых людей с особенностями психофизического развития, требующие немедленного разрешения. Особенно остро встала проблема самореализации и интеграции данной категории людей в обществе.
В связи с этим с 2006 года началась работа над программой подготовки воспитанников домов-интернатов к самостоятельному проживанию. В Богушевском доме-интернате для детей с особенностями психофизического развития создан экспериментальный дом самостоятельного проживания. Главная цель программы - максимально подготовить ребят, живущих в доме-интернате к самостоятельной повседневной жизни, дать им возможность жить как все.
Завершение пилотного проекта предполагало самостоятельное проживание и посильную занятость молодых людей с особенностями психофизического развития, их социальную адаптацию и интеграцию в общество. А это значит, что эти юноши и девушки будут жить, чувствуя себя полноценными гражданами нашей страны. Опыт Отделения самостоятельного проживания на базе Богушевского дома-интерната был рассмотрен на Республиканском Методическом совете при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Проект получил положительную оценку, как со стороны самого учреждения, так и Министерства труда и социальной защиты. В ходе этой работы было определены сферы ответственности различных акторов в межсекторном реабилитационном пространстве с целью повышения защиты прав и интересов детей и молодых людей с особенностями психофизического развития и их успешной нормализации и интеграции. Встала необходимость внедрения программы интеграции детей-инвалидов и молодых инвалидов и открытия подобных Отделений, а также групп подготовки к самостоятельному проживанию в других домах-интернатах.
Инновационный проект реализовывался в тесном сотрудничестве общественных объединений с Министерством труда и социальной защиты, местными органами власти, социальными службами, специализированными учреждениями для детей и молодых людей с особенностями психофизического развития, общеобразовательными учреждениями, территориальными центрами социального обслуживания населения и семьями детей и молодых людей. В центре внимания работы создаваемой модели стоит ребенок или молодой человек с особенностями в развитии, его права и потребности.
Цель данного проекта - внедрение и развитие модели социальной адаптации воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов и молодых инвалидов с особенностями психофизического развития в практику социальной работы Республики Беларусь.
Дети-инвалиды и молодые инвалиды с более тяжелыми формами заболеваний, диагноз которых не позволит перейти к самостоятельному проживанию, также являлись участниками проекта. Работа с ними была направлена на улучшение качества их жизни, развитие личностного потенциала, внедрение альтернативных форм работы с детьми и молодыми людьми с тяжелыми психофизическими заболеваниями.
Первичные целевые группы проекта:
- воспитанники домов-интернатов (включая тех, кто в связи с диагнозом не может жить в отделениях самостоятельного и сопровождаемого проживания);
- выпускники отделений самостоятельного и сопровождаемого проживания;
- сотрудники домов-интернатов;
- администрация домов-интернатов.
Вторичные целевые группы:
- Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, органы местного управления;
- семьи воспитанников домов-интернатов;
- другие благотворительные объединения и фонды.
Проект предполагал работу со всеми целевыми группами, направленную на достижение их тесного, устойчивого, долгосрочного взаимодействия в интересах успешной нормализации и интеграции, а значит и достижения равноправия детей и молодых людей с особенностями в развитии, проживающих в домах интернатах.