Дети с инвалидностью могут помочь научиться радоваться жизни

Галерея

12 октября 2020

Мы съездили в Ивенецкий дом-интернат и поговорили с детьми, для которых он стал родным.
В доме-интернате у детей есть занятия по правам человека. Сегодня тема - "Здоровье". Но самая любимая - "Семья".
«Найдите мою маму!» - просят дети Ивенецкого дома-интерната (Воложинский район, Минская область) с особенностями физического развития. Интернат для них как дом, в котором они окружены заботой и вниманием, но им хочется верить, что в родной семье им будет еще лучше и теплее.
В это готовы поверить их воспитатели и педагоги, поэтому многое делают для воссоединения своих воспитанников с семьями, насколько это возможно. Для подобного заведения это скорее исключение.
Работа эта тяжелая, долгая и деликатная - ведь непробиваемая стена отчуждения в большинстве случаев стоит именно со стороны родителей, которые отказались от «не такого, как все», ребенка. Но результаты этой работы уже есть, и о том, как ребенок вернулся в семью, будет отдельная история. Сегодня я расскажу о тех детях, для которых семьей стал интернат.
Алиса: «Дома у меня друзей не было, когда я была маленькая…»
15-летнюю Алису я застаю за творческим занятием - сжимая в непослушных пальчиках карандаш, она пытается рисовать. У девочки тяжелая степень поражения опорно-двигательного аппарата, она почти не может владеть руками, ногами и туловищем.
- Я читать люблю, - рассказывает о своих увлечениях Алиса, когда ее удалось немного разговорить. - Мне больше всего нравится «Принц и нищий». Много еще читала: «Айболита», «Русалочку». Фильмы на ноутбуке смотрю - мне на день рождения его подарили. Еще брат планшет свой подарил…
- А ты хочешь домой?

- Не знаю. С одной стороны - хочу, с другой - нет. Дома у меня друзей не было, когда я была маленькая…

Мама 15-летней Алисы восстановлена в родительских правах, но девочка пока остается в интернате. Это один из вариантов проживания детей здесь - когда есть родители, они их навещают, могут забирать на выходные и каникулы, а по достижении 18 лет дети возвращаются домой (если родные готовы обеспечить им необходимые условия).

Надя: «Мое любимое дело - вышивать крестом и танцевать» 

Пообщаться с Надей мне советовали почти все взрослые, с которыми я разговаривала в интернате: «Это такой солнечный ребенок! Поговорите с ней обязательно». Улыбчивая девочка-подросток, которой суждено никогда не встать на свои ноги из инвалидной коляски, оказалась настоящим живчиком и большим оптимистом. Рассказала о том, что много вышивает и выкладывает фото своих работ в соцсети, и поделилась рецептом, как не терять хорошее настроение, когда на душе кошки скребут:

- Надо не думать о плохом и чем-то заниматься. Мое любимое дело - вышивать крестом и танцевать.

- Ого! Ты в коляске танцуешь?

- Да. Мы с Андреем (кивает на мальчика за столом позади) даже ездили на конкурс «Зажги свою звезду» и заняли 3-е почетное место.

- Вот бы посмотреть, как вы танцуете! А что, если прямо здесь мы столы раздвинем?

- Ну… Можно. Только нам музыка нужна - «Синеокая» Виктории Алешко.

Песню мы находим в интернете, танцплощадку подготовили - и Надя с Андреем самозабвенно танцуют на колясках (см. видео). Я восторженно аплодирую, и после этой музыкальной паузы наш разговор становится более откровенным.

- Я 11 лет здесь уже, - рассказывает Надя. - До 7 лет была в Минске в другом интернате. Мама говорит, что меня от нее забрали, когда я родилась, и завезли в тот интернат. Там меня бабушка нашла. Она и сюда много звонила, спрашивала про меня. И мама иногда звонит, но редко. А папа в Россию уехал. На день рождения приезжали мама, бабушка, дядя был. Домой вернуться? Нет, не хочу сама. Я тут привыкла, много знакомых, есть какие-то развлечения, занятия. А там что я буду делать?

Какие-то девчачьи радости, вроде косметики и украшений, Надю не интересуют. Деньги, подаренные родными на день рождения, она предпочитает хранить у воспитателя и иногда тратить на что-то вкусное для себя или друзей, у которых нет таких возможностей.

Андрей: "Хочу снимать развлекательное видео"

В отличие от Нади, у ее партнера по танцам Андрея нет даже шансов возвращения к родной маме - он сирота. Поэтому на мечту, которую любому подростку родители исполнили бы в день рождения, ему приходится долго копить самому.

- Брендовую кофту хочу, - раскрывает секрет Андрей.

- Он хочет брендовую байку от А4 - это блогер такой, - вносит ясность Надя. - Видите, у нас кругом его наклейки в классе.

Теперь я обращаю внимание, что кружочки с надписью «А4» есть даже на учительском столе, и понимаю, что кумир Андрея - популярный видеоблогер Влад Бумага. Подросток не пропускает ни одного его нового ролика в интернете и говорит, что и сам был бы не прочь снимать развлекательное видео. Коляска, без которой он не может передвигаться, для такой деятельности точно не помеха.
ПЕДСОВЕТ

«Многие родители стесняются, что у них ребенок с инвалидностью»

Где будет лучше ребенку с особенностями - дома или в интернате? Разбираемся со специалистами

Сотрудники Ивенецкого дома-интерната за то, чтобы дети возвращались к родителям. Интернат становится для ребят семьей, если все возможности и шансы исчерпаны. Поэтому директор и педагоги пытаются всеми силами, шаг за шагом, наладить общение с родителями всех своих воспитанников - и тех, от кого отказались, и тех, кому после 18 лет предстоит вернуться домой.

Чего больше всего боятся родители? Почему не всегда им удается найти общий язык с детьми? Что можно сделать для преодоления отчуждения между родными людьми? Мы обсудили это в режиме круглого стола с директором Ивенецкого дома-интерната Еленой Петрашкевич, ее заместителем Анастасией Зенько, психологом дома-интерната Ольгой Бурак и Татьяной Короткевич - представителем общественной организации «Мир без границ».

«Родители нуждаются и в психологической поддержке, и в помощи местного сообщества»

- Наше исследование показало, что родители боятся неизвестности - им не известны и не понятны те трудности, с которыми придется столкнуться. Родители, кроме специальных знаний, нуждаются и в психологической поддержке, и в помощи местного сообщества, - отметила Татьяна Короткевич.

- Они боятся, что не смогут обслуживать этого ребенка. Как с ним быть? Как ему поменять памперс тот же? Как воспримут окружающие люди, что он не такой? Многие родители стесняются, что у них ребенок с инвалидностью, - подтверждает Елена Сигизмундовна.

- Можно списывать на то, что ребенок тяжелый: мол, я его не переверну, не подыму. Но на самом деле надо повернуть в своей голове ключик, подготовиться психологически, - считает Анастасия Зенько. - Одно дело, когда больной ребенок с первых дней растет в семье и родители начинают с ним этот путь с самого начала, ищут какие-то решения: как посадить его в эту песочницу, чтоб дети с ним играли, как с ним ездить куда-то. Но если этот период переступили, родители всего этого не видели, не переживали, а дети уже большие, принять друг друга чаще всего очень сложно.

Читать полную версию: https://www.kp.by/daily/217188/4295659/?utm_campaign=internal&utm_medium=main_top&ut...