Апробация системы мониторинга реализации прав детей с инвалидностью в интернатном учреждении

16 марта 2020
Рабочая группа в составе специалистов НИИ труда Министерства труда и социальной защиты, Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ, РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, общественных организаций провела апробацию части рабочей версии системы мониторинга реализации прав детей с инвалидностью на базе ГУСО «Городищенский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития».
Целью апробации являлась проверка связей формулировки вопроса и ожидаемого ответа на выборке детей с особенностями психофизического развития, персонала, а также в ходе изучения документов. Прояснение содержания некоторых вопросов проводилось с помощью перекрестного анализа данных, полученных при ответе на вопрос детей, сотрудников и изучения документов.
В рамках апробации осуществлено  взаимодействие с администрацией дома-интерната с целью информирования о значимости мониторинга (мотивационная беседа), цели, задачах и порядке проведения апробации, предварительных результатах апробации (рефлексия).
В ходе мониторинга проведены полуструктурированные интервью с представителями дома-интерната – администрацией, персоналом, взаимодействующим с воспитанниками а также непосредственно с воспитанниками.
После проведения мониторинга произведена корректировка инструментария для оценки реализации трех прав (право на идентичность, право на семью, право на здоровье), включающая: изложение наиболее удачных формулировок вопросов, использованных при проведении апробации для адаптации формулировок соответствующих показателей;  корректировку формулировок показателей или методов мониторинга / группы респондентов для опроса (например, в отношении ряда показателей необходимо уточнение возрастной группы воспитанников; ряд показателей, касающихся общей информации о семьях детей целесообразно уточнять не у воспитателей, а администрации / специалиста по социальной работе);  исключение единичных показателей как не актуальных / не информативных.
Также подготовлены рекомендации по организации процесса мониторинга с целью повышения его результативности (например, проведение опроса персонала непосредственно на их рабочих местах; необходимость получения от персонала учреждения краткой характеристики детей, которых предполагается опрашивать).