Альтернативная коммуникация в домах-интернатах: первые шаги

18 февраля 2022

За 2 года проекта «Реализация прав через коммуникацию» команда экспертов и стажеров по АДК объединились, преобразили жизнь детей в Городищенском доме-интернате.

Провели двухдневный семинар «Особенности внедрения альтернативной и дополнительной коммуникации (далее – АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания и создания языковой среды для неречевых воспитанников».

Главной задачей семинара было показать, что не существует единых требований и методов для создания коммуникативной среды, что создание насыщенной вариативной среды с использованием всех форм коммуникационного взаимодействия, является основой работы с неречевыми воспитанниками.

Cотрудники и специалисты домов-интернатов, ЦКРОиР всех областей Беларуси, эксперты по АДК познакомились с новыми способами для общения с неречевыми детьми, которые применяют в Городищеском доме-интернате, обменялись опытом работы с коллегами, получили полезные знания, ссылки на методические источники.

Участники на практических тренинговых заданиях смогли почувствовать значимую роль коммуникации в жизни людей, необходимость которой,  Ирина Куксик, специальный педагог ОО «БелАПДиМИ» практикующий эрготерапевт, обяснила на примерах из практики работы с детьми .

Эксперты проекта по использованию и внедрению альтернативной коммуникации Светлана Пупа, дефектолог, преподаватель Академии последипломного образования, Татьяна Синица, психолог, кандидат психологических наук погрузили участников семинара в мир альтернативной коммуникации. На основе успешных примеров, они продемонстрировали путь в взаимопониманию даже самых сложных детей.

Дети с инвалидностью, это группа детей, психическое развитие которых проходит в особых условиях восприятия окружающей действительности. Одним из средств создания среды, помогающей детям вступить в социальный контакт, является подключение методов альтернативной коммуникации. Об опыте применения АДК рассказала Ткач Наталья, Магистр МГППУ, тьютер ГКОУ Школа №2124 «Центр коррекции и развития г. Москва».

Семинар позитивно повлиял на профессионально-мотивационную сферу участников. Понимание безречевого ребенка с инвалидностью позитивно влияет на детей и специалистов. Дети преображаются, а педагогам, воспитателям становиться легче работать. Благодаря продуктивному общению удается сформировать положительную самооценку у детей, поставить цели, увидеть личные перспективы развития. Все были вдохновлены на активное использование АДК.

Для широкого использования и внедрения АДК в условиях дома-интерната участникам необходим практический опыт в направлении работы с неговорящими детьми, методические и диагностические материалы, консультации экспертов, обучение и более углубленное изучение методик и опыта использования АДК, совместная работа с педагогами-дефектологами, организация общей группы по обмену АДК, ресурсный методический центр.