«Нормализация. Интеграция. Равноправие»:

Шведская организация «Помощь Эрика» в сотрудничестве с белорусским партнером - БОО «Мир без границ» реализовало проект «Нормализация. Интеграция. Равноправие»:

Проект вносил вклад в снижение уровня бедности и улучшение качества жизни детей и молодых людей с особенностями психофизического развития в соответствии с их правами, гарантированными Конвенцией ООН о правах ребенка и Конвенцией ООН о правах инвалидов.

Проект реализовывлся в направлении решения Целей Развития Тысячелетия в плане ликвидации социально-медицинской и образовательно-квалификационной бедности. Он способствовал интеграции воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов и молодых инвалидов с особенностями психофизического развития в общество.

Основополагающим направлением проектной деятельности являлась переориентация системы работы стационарных учреждений для детей-инвалидов и молодых инвалидов с принципа полного обеспечения жизнедеятельности на принцип развития личности и помощи в самообеспечении.

В январе 2005 года на базе Богушевского дома-интерната для детей с особенностями психофизического развития стартовал долгосрочный шведско-польско-белорусский проект «Развитие альтернативных видов ухода за детьми с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь». Цель проекта - оказание помощи детям с ОПФР, проживающим в специализированных детских домах-интернатах, их родителям, людям, которые находятся рядом, – специалистам этих учреждений и местным жителям. Значительная работа проводится по ознакомлению людей, взявших на себя обязанности по уходу за детьми с непростой судьбой, новыми формами и методами работы.

Сейчас БОО «Мир без границ» сотрудничает со всеми домами-интернатами для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в нашей стране. Работа объединения нацелена на изменение отношения общества к людям с особенностями в развитии и улучшение качества их жизни.

Среди проводимых мероприятий - семинары для специалистов и персонала домов-интернатов, проведение дней открытых дверей для родителей и родственников, приобретение необходимого оборудования и предоставление образовательного материала для развития умственной и двигательной активности воспитанников, ознакомление с успешным опытом работы по данным направлениям, в том числе и в других странах.

Тесное сотрудничество объединения с администрацией и сотрудниками домов-интернатов, постоянные контакты с их воспитанниками указали на проблемы детей и молодых людей с особенностями психофизического развития, требующие немедленного разрешения. Особенно остро встала проблема самореализации и интеграции данной категории людей в обществе.

В связи с этим с 2006 года началась работа над программой подготовки воспитанников домов-интернатов к самостоятельному проживанию. В Богушевском доме-интернате для детей с особенностями психофизического развития создан экспериментальный дом самостоятельного проживания. Главная цель программы - максимально подготовить ребят, живущих в доме-интернате к самостоятельной повседневной жизни, дать им возможность жить как все.

Завершение пилотного проекта предполагало самостоятельное проживание и посильную занятость молодых людей с особенностями психофизического развития, их социальную адаптацию и интеграцию в общество. А это значит, что эти юноши и девушки будут жить, чувствуя себя полноценными гражданами нашей страны. Опыт Отделения самостоятельного проживания на базе Богушевского дома-интерната был рассмотрен на Республиканском Методическом совете при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Проект получил положительную оценку, как со стороны самого учреждения, так и Министерства труда и социальной защиты. В ходе этой работы было определены сферы ответственности различных акторов в межсекторном реабилитационном пространстве с целью повышения защиты прав и интересов детей и молодых людей с особенностями психофизического развития и их успешной нормализации и интеграции. Встала необходимость внедрения программы интеграции детей-инвалидов и молодых инвалидов и открытия подобных Отделений, а также групп подготовки к самостоятельному проживанию в других домах-интернатах.

Инновационный проект реализовывался в тесном сотрудничестве общественных объединений с Министерством труда и социальной защиты, местными органами власти, социальными службами, специализированными учреждениями для детей и молодых людей с особенностями психофизического развития, общеобразовательными учреждениями, территориальными центрами социального обслуживания населения и семьями детей и молодых людей. В центре внимания работы создаваемой модели стоит ребенок или молодой человек с особенностями в развитии, его права и потребности.

Цель данного проекта - внедрение и развитие модели социальной адаптации воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов и молодых инвалидов с особенностями психофизического развития в практику социальной работы Республики Беларусь.

Дети-инвалиды и молодые инвалиды с более тяжелыми формами заболеваний, диагноз которых не позволит перейти к самостоятельному проживанию, также являлись участниками проекта. Работа с ними была направлена на улучшение качества их жизни, развитие личностного потенциала, внедрение альтернативных форм работы с детьми и молодыми людьми с тяжелыми психофизическими заболеваниями.

Первичные целевые группы проекта:

  • воспитанники домов-интернатов (включая тех, кто в связи с диагнозом не может жить в отделениях самостоятельного и сопровождаемого проживания);
  • выпускники отделений самостоятельного и сопровождаемого проживания;
  • сотрудники домов-интернатов;
  • администрация домов-интернатов.

Вторичные целевые группы:

  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, органы местного управления;
  • семьи воспитанников домов-интернатов;
  • другие благотворительные объединения и фонды.

Проект предполагал работу со всеми целевыми группами, направленную на достижение их тесного, устойчивого, долгосрочного взаимодействия в интересах успешной нормализации и интеграции, а значит и достижения равноправия детей и молодых людей с особенностями в развитии, проживающих в домах интернатах.