Терапевтическая программа "Брось себе вызов!"

30 Июля 2018

С 30 июля по 2 августа 2018 года на базе загородного клуба "Фестивальный" прошла терапевтическая программа работы с детьми  в конфликте с законом для подростков из экспериментальных групп базовых социально-педагогических центров, участвующих в проекте. 

Основным инструментом, который использовался в работе программы являлась так называемая «педагогика приключений». Данная методика была выбрана нами неспроста. В психолого-педагогическом контексте «приключение» рассматривается как ситуация взаимодействия человека с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. В ходе приключения он получает новый статус, совершает апробацию какой-либо деятельности или моделей поведения, приобретает новый социальный опыт. Педагогическое приключение всегда предусматривает ситуации, создающие связь между внешним и внутренним эмоциональным переживанием, а совместное преодоление его участниками тех или иных трудностей налаживает более близкие отношения между ними, создает неформальную атмосферу, разрушает коммуникационные барьеры. Привлекательность приключения обуславливается наличием интриги и романтичностью ситуации, возможностью победы и риском проигрыша, а волевые усилия, прилагаемые к прохождению испытаний, позволяют обучающемуся раскрыть в себе личностные потенциалы, о которых он не подозревал, выполнить то, что раньше представлялось трудным и даже невозможным. 

В организации педагогического приключения мы выделили ряд последовательных этапов: 
1. Создание интриги по поводу предстоящего приключения. Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у молодых людей интерес, ожидание чего-то необыкновенного, нового, таинственного. Важен настрой будущих участников, их желание активно действовать, пробовать свои силы, искать нестандартные пути решения задач в ситуации неопределенности. 
2. Инструктирование по технике безопасности. Основная задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы участники освоили все необходимые знания и доступные им способы обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих. 
3. Определение «формата» участия в приключении. Здесь, во-первых, важно прояснить ожидания и желания воспитанников относительно предстоящей ситуации, определить, к чему они готовы и к чему не готовы. Во-вторых, обозначается длительность мероприятия, место и время, условия предстоящей ситуации. В-третьих, оговаривается возможность выхода из приключенческой ситуации, если участники будут не готовы продолжить свое участие по тем или иным причинам. 
4. Обеспечение подготовки участников. В зависимости от особенностей приключения подготовка может быть технической, может предполагать освоение необходимых знаний и навыков, обеспечивать эмоциональный настрой и т.д. 
5. Организация приключения. Как и любое учебное или воспитательное событие, приключение предполагает полноценную реализацию всех задач, но в то же время требует от педагога импровизации, творчества, использования своей интуиции. По завершению приключенческой ситуации педагогам необходимо обеспечить «триумфальный» финал, в котором участник может почувствовать себя победителем, преодолевшим все трудности. 
6. Организация отдыха участников и обмена впечатлениями. Эмоциональная напряженность приключенческой ситуации нередко приводит к усталости участников, особенно, если приключение отличается длительностью и сложностью. Кроме того, по завершению события молодые люди переполнены впечатлениями. Такая высокая эмоциональность общения не позволит перейти к следующему шагу - осмыслению опыта. Следовательно, необходим некоторый период времени, когда будет организован отдых и обмен впечатлениями. 
7. Организация осмысления участниками полученного опыта. В данном случае представляется важным организовать рефлексию как самой ситуации взаимодействия молодого человека с окружающим миром, так и произошедших изменений в представлениях о мире и себе, в умениях и навыках, в отношениях и т.д. 

Обозначенные выше этапы организации приключения, в целом, отражают алгоритм подготовки любого внеучебного, а зачастую, и учебного мероприятия. При организации образовательной деятельности, мы ориентировались не на её формализацию и унификацию, а на её «приключенческий» аспект, т.е. стремились сделать обучение и воспитание ярким и запоминающимся на эмоциональном уровне, создать пространство для самопознания и экспериментирования. 

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что программа оказала подросткам-участникам психологическую помощь в познании себя, способствовала налаживанию межличностного общения в группе и созданию атмосферы защищенности и доброжелательности; оказала влияние на формирование адекватной самооценки, развила творческие способности, фантазию и воображение; способствовала повышению адаптивных возможностей детей во временном детском коллективе, изменению негативных стереотипов поведения. Также программа выполнила задачу по профилактике и коррекции тревожности, страхов, агрессии, асоциального поведения.