Собираем урожай вместе с контактными друзьями.

26 Октября 2018

26-28 октября прошел заключительный семинар для волонтеров и контактных лиц в рамках проекта "Не рядом, а вместе: контактное лицо для подростка группы риска". Участники познакомились, появился интерес к общению, было позитивное настроение и принятие других, готовность взаимодействовать и сотрудничать на протяжении всего времени.

На семинаре была применена методика “Машина времени”, когда участники смогли мысленно вспомнить все этапы работы и проанализировать опыт своего участия в мероприятиях. На каждом этапе участники объединялись в малые группы, вспоминали события и обсуждали позитивный опыт, истории успеха, что удалось, что не удалось сделать. Форма презентации опыта была разной: диалог, монолог, игра-импровизация, ролевая игра. Анализ опыта проходил по четырем станциям, соответствующим этапам проекта: 1. Выездные встречи в регионах, рабочие встречи с волонтерами, 2. Семинары для контактных лиц, 3. Поездки в спецучреждения, 4. Встречи с выпускниками. Всем было интересно вспомнить с чего начиналась их активная деятельность в нашей организации. Кто-то уже больше 5 лет является контактным другом и много всего пришлось пройти за это время, но первая встреча с воспитанниками, первое знакомство с организацией навсегда останется в памяти и будет греть душу. Всегда очень приятно вспоминать добрые моменты, а новым волонтерам тоже было интересно послушать эти истории, т.к. это личный опыт других людей. В беседе - воспоминаний принимали участие все: кто-то рассказывал, кто-то задавал вопросы о том, что изменилось с тех времен, кто-то просто внимательно слушал и делал выводы, заинтересованы были все.

Вторым большим этапом “Машины времени” был анализ той деятельности, которая осуществляется в данный период времени. Все выездные мероприятия, переписка с воспитанниками, общение и встречи с выпускниками, все то, что у волонтеров получается делать лучше всего и с какими сложностями сталкиваются. В общении по группам участники пострались найти решение тем проблемам, с которыми они сталкиваются при работе с подростками, получилось очень продуктивно. Для осознания роли волонтера, роли контактного друга были проведены различные упражнения. В результате участники освоили эффективные способы общения с подростками, осознали, какие эмоции и переживания испытывают подростки при общении со взрослыми, проиграли констркутивные способы поддержания контакта в общении. Обсуждая тему помощи и возможности помогать участники сделали выводы о том, что важно уметь просить о помощи, помогать искренне, что не все и всегда могут помочь, и поэтому важно не обижаться на других, не закрываться, а идти дальше, принимать помощь с благодарностью, предлагать открыто помощь другим. Поскольку подростки не просят о помощи, но нуждаются в ней, контактный друг должен уметь быть открытым, расположить к себе подростка, корректно и ненавязчиво предложить помощь, понимать потребности подростка быть услышанным и понятым, участники осознали, что переписка с подростком – это существенная помощь ему. Конатактный друг может дать подростку возможность не чувствовать себя одиноким, возможность поделиться своими мыслями и переживаниями, увлечениями и целями.

Следующим этапом было – будущее. То, что еще можем сделать для воспитанников и выпускников закрытых учреждений. Идей и предложений было много, каждый делился своим опытом, предлагал различные виды работы с выпускниками, делились тем, что еще можно сделать с воспитанниками и как объединить эти две целевые группы. Все участники были поделены на 5 групп с определенными темами: большие мероприятия, которые можно сделать со всеми участниками проекта; темы, которые можно обсуждать с воспитанниками во время выездных мероприятий; мероприятия по поиску новых контактных лиц; мероприятия с контактными лицами; мероприятия с выпускниками. В каждой группе обсуждались свои темы и выписывались, по мнению участников, что еще можно сделать по данной проблематике. После того, как волонтеры выписала все возможные варианты работы с целевыми группами, то они переходили к следующему листу и дописывали то, что их коллеги не дописали. Таким образом в обсуждении и планирование все приняли участие и поделились своими идеями. После выраженных на листах бумаги идей, все вернулись в свои группы и им предложили выписать все возможные риски и ресурсы, которые могу быть затрачены на проведение данных мероприятий. И каждый участник смог побывать не просто волонтером, а организатом меропритий. Контактные лица включились в эту детельность, что не заметили как прошел еще один день семинара.

Подведение итогов и завершение семинара проводилось в форме анкетирования и рефлексивного круга, где участники поделились своими впечатлениями, важными выводами и эмоциями, пожеланиями команде. А вот и несколько отзывов о семинаре:

“Я получил: позитив, новая полезная информация для работы с подростками, разносторнние эмоции, которые побудили к размышлениями, навыки общения с новыми людьми, новыми интересами и идеями, пища для размышления и работы надсвоими качествами волонтера, приобретения навыков работы в команде, примеры ответственности к тому, чем занимаемся (работа с подростками)”

“Я получил: помощь, то, что мне нужно, новые проекты и партнерство, как делали другие, почему я это делаю, почему у меня не так, не один против мира, в каждом чудо и интерес, мотивация для работы, надо работать”

“Осознал, что есть стремление развиваться, в любой ситуации есть выход и помощь, знакомства, ответственность, разговоры обо все, уверенность, новые идеи, другие взгляды на определенную тему, внимание, креативность, раскрепощенность, интерес к новому, опыт как КД, ушел страх не справиться, сплоченность, открытость, вокруг много происходит, командная работа”

Цели семинара достигнуты, можно отметить основные результаты семинара: благоприятная позитивная рабочая атмосфера принятия помогла создать сплоченную команду волонтеров, обмен опытом участния в проекте познакомил всех с деятельностью организации и вызвал интерес и большую мотивацию у участников, осознание собственных личностных ресурсов и конструктивных способов коммуникации позволит повысить эффективность общения волонтеров с подростками, безусловное позитивное принятие подростков поможет волонтерам лучше понимать и слышать потребности воспитанников спецучреждений, активное включение волонтеров в планирование мероприятий проекта повышает их мотивацию и желание быть членом организации и команды, разный возраст и деятельность волонтеров дает возможность самоорганизации волонтерской команды, а также представляет собой уникальный опыт и возможность взаимопомощи и поддержки в реализации дальнейшей деятельности проекта.