Мы не стоим на месте!

Галерея

29 Ноября 2019

Организация БОО "Мир без границ" стремится развиваться, делиться опытом и приобретать новые знания от друзей-соседей. 26 ноября прошло мероприятие для экспертов "Междунородный опыт деинституционализации детей с инвалидностью: Грузия, Украина". Около тридцати человек смогли узнать из первых уст о реформировании социальной помощи и поддержки в Грузии и Украине. 
 
В Грузии деинституционализация началась в 1998 году с пилотных, пробных и единичных программ, международных и местных инициатив общественных организаций. Об этом рассказали два эксперта: Эсма Гумберидзе (представитель молодежи Грузии в ООН), Ия Циликишвили (организация «Вместе ради реальных перемен»). Государственная реформа опеки и попечительства детей началась с 2005-ого года, в ней деинституционализация детей с инвалидностью являлась одной из приоритетных тем, как сейчас в Беларуси в рамках проекта “Шаг навтречу”.

 Для профилактики попадания детей с инвалидностью в дома-интренаты в Грузии провели различные исследования: сначала установили причины, по которым биологические семьи бросают детей, потом начали развивать услуги для семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Развивались дневные центры для детей с инвалидностью, создавались программы вмешательства в раннее развитие ребенка и реабилитация-абилитация детей; открывались приемные центры/убежища матери и ребенка; отдельно заработала программа по уходу на дому для детей с глубокими задержками умственного развития и реформировалась денежная социальная помощь. В первую очередь рассматривалось развитие разных видов поддержки семей и доступности различных услуг.

Каждый ребенок должен расти и формироваться в семье – это основная цель деинституционализации, в ходе изучения сконцентрировались на том, чтобы не разлучать ребенка с семьей и реинтегрировать в родную семью, переводить детей из массовых учреждений на альтернативные формы опеки и семейного устройства, включая усыновление/удочерение как внутри страны, так и международное.

Кроме этого, Грузия переходит на био-психо-социальную модель присвоения статуса дееспособности человека с инвалидностью, это открывает возможности для более успешной адаптации в обществе. Био-психо-социальная модель принимает во внимания медицинское состояние человека, в то же время делает акцент  на его фактические возможности функционирования в обществе, на его навыки и сложности, с которыми он/она индивидуально сталкиваются из-за своего социального статуса, обусловленного состоянием здоровья. Это позволяет решать вопросы, связанные с формированием не только инклюзивного пространства, но и инклюзивного общества, в котором другой человек воспринимается с точки зрения его возможностей. 

Украина интересна своей реформой в системе образования. Об этом рассказала Лариса Самсонова (руководитель экспертной группы Директората инклюзивного и внешкольного образования Министерства образования и науки Украины) и Анна Давыденко (доктора педагогических наук, профессора, директора Винницкого института Университета «Украина»). 
Совместными усилиями, на базе нового закона об образовании Украины они стремятся сделать так, чтобы образование было «для всех», индивидуализированным и гибким.
Проделанная работа и перспективы: в течение 2018 - 2019 была создана сеть из 603 инклюзивно-ресурсных центров, введена надбавка в предельном размере 20% для педагогических работников в инклюзивных классах, группы продленного дня стали инклюзивными, введена ставка ассистента учителя в каждом классе, где учатся дети с особыми образовательными потребностями, за средства государственного и местных бюджетов в учреждениях общего среднего образования созданы ресурсные комнаты.
 За четыре года в 4,6 раза увеличилолось количество  инклюзивных классов в школах, в 3,6 раза - школ с инклюзивными классами,  в 2 раза количество детей на инклюзии в детских садах, на 838 студентов в профобразовании и 722 студента в высшей школе на инклюзии. За 2 года количество учеников с особыми потребностями в образовании стало на 18 тысяч больше. Это только начало пути. Есть и проблемы, которые нужно преодолевать – ставить интересы ребенка в центре деинституализации; преодолевать низкую осведомленность родителей детей с особыми образовательными потребностями о возможности получения их детьми поддержки в образовательном процессе; консолидировать усилия на всех уровнях всех ответственных за решения  - как на уровне государства, так и на уровне общества.

Развивается также и высшая школа для молодых людей с инвалидностью, в этом помогает существующая система стимулирования создания рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, квота в 7 процентов создает запрос и мотивацию учиться и работать в дальнейшем. 

В ходе семинара представители системы образования и социальной сферы могли познакомиться с самыми передовыми идеями и практиками деинституционализации. В нашей стране так же идут эти перемены, разными темпами и используя различные подходы.