Каждый человек имеет право жить полноценной жизнью. Итоги проекта «Шаг на встречу» создание дорожной карты деинституализации детей с инвалидностью Ивенецкого дома-интерната

Галерея

23 Декабря 2019

В течение девяти месяцев проходили исследования, которые впервые объединили представителей разных ведомств и сфер для того, чтобы обсудить один важный вопрос -- как сделать так, чтобы дети с инвалидностью, лишенные родительской опеки, получили шанс расти в семье и быть любимыми.

На данный момент в Беларуси около 32 тысяч детей с инвалидностью, из них 1400 воспитываются и живут в домах интернатах. Количество детей, которые воспитываются дома, стало значительно выше, чем раньше.

Татьяна Короткевич рассказала о проекте, который стремится изменить многие жизни:

В чем заключается идея данного проекта?

--Семья играет важную роль в воспитании детей, наши наблюдения и исследования показали, что как бы хорошо не было в интернате - самым важным институтом для жизни является семья. Если ребёнок был лишён родительской опеки, то в дальнейшем, после совершеннолетия он сложно адаптируется в открытых сообществах и продолжает нуждаться в интернатном уходе.

Как осуществить право детей на семью?

-- Был задуман проект, в котором мы исследовали семьи и то, что нужно сделать государству, социальным системам, чтобы поддерживать их и давать платформу для развития. Анализировали воспитанников Ивенецкого дома-интерната для дальнейшего устроения детей в семьи.

Какая работа была проделана за время проекта?

-- Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие по устройству детей в семьи были привлечены специалисты социальной сферы и здравоохранения, составлены формы семейного устройства и индивидуальные планы с перспективами развития. Мы исследовали то, как предупреждать попадание детей в интернат и как поступать с теми, кто является социальными сиротами. Подумали, что делать с существующими домами-интернатами и какова их судьба в целом, так как очень важно, чтобы мы не относились халатно к тем ресурсам, которые у нас есть.

Подумали о том, как готовить родителей, родных и работников, чтобы они могли понимать ребенка и получать базовые знания для его дальнейшего устройства в открытом обществе.

К каким результатам пришли? В чем нуждаются семьи и с какими проблемами они сталкиваются?

-- Чаще всего от семей поступает запрос на качественную медицинскую помощь.

Для того, чтобы быть сильнее, семья нуждается в психологической поддержке, особенно на ранних этапах, когда появляется ребенок или что-то случается, узнают про диагноз, нужна активная консолидированная работа психологических служб и адекватная информация.

Не получая нужную информацию, родители лишены возможности пользоваться существующими ресурсами, облегчающими жизнь для всей семьи.

Практика раннего вмешательства должна давать ответы про будущее, родители, не получая нужной информации затрудняются что-то планировать и не видят дальнейшей жизни для себя и ребенка, исходя из этого склоняются к праву оставить ребенка в доме-интернате.

Например, если у ребенка есть проблемы с речевым аппаратом, то нужно научить родителей альтернативным методикам и постоянно давать новые знания, ведь ребенок растет и его потребности изменяются.

Финансовый вопрос не стоит на первом месте, так как большинство семей имеют достаточно материальных благ, поддержку государства и других структур, чтобы содержать ребенка-инвалида и давать минимум, в котором он нуждается.

Могут ли белорусы воспользоваться нужными услугами в полной мере?

-- Как мы выяснили, особенно не хватает таких услуг как няня, социальная передышка и реабилитация, на данный момент эти услуги предоставляются только платно. Чтобы воспользоваться какой-то из услуг, родителю, который не работает или находится на обеспечении государства, нужно потратить большую сумму денег.

Данные услуги предоставляются только в присутствии одного из родителей, выходит, что теряется первоначальный смысл и воспользоваться в полной мере ими не получится. Также проблемой является нехватка кадров. Людям, которым предстоит работать с детьми инвалидами, заменять родителей нужно предоставлять специальные курсы подготовки, нужна материальная мотивация и перспективы развития создания рабочих мест.

В Латвии решили этот вопрос таким образом, что стало возможно официально трудоустроить в качестве няни близкого родственника для помощи семье и частичной замене родителей. В Беларуси такой практики еще нет.

Устройство ребенка в семью

-- Нужно индивидуально подходить к устройству ребенка в семью, так как этот процесс очень многогранен. В результате нашего межведомственного сотрудничества стало понятно, что потребности ребенка должны стоять на первом месте.

Наши дети нуждаются в государственной поддержке, нянях, программах по работе с детьми с умственной недостаточностью, обеспечении рабочих мест и изменениях в законодательстве. На базе интернатов необходимо активизировать работу по устройству детей в семьи и позаботиться о том, чтобы молодежные отделения выполняли свои функции на 100% — это даст детям путёвку в жизнь.

Как выяснилось, у нас есть большие ресурсы – психологические службы в образовании на разных ступенях (детский сад, школа, высшие заведения, социально-педагогические центры).

Была проведена полномерная работа, в рамках которой исследовались семьи, вычислялись слабые и сильные стороны и исходя из этого оказывалась помощь.

К какому заключению вы пришли, исследуя ресурсы Ивинецкого дома-интерната, его в плане реорганизации и взглядов на будущее?

--Ивенецкий дом-интернат поставил перед собой задачу в течение трех лет перейти на уровень реабилитационного центра, это значит, что дети и семьи, которым нужна помощь, смогут получить ее на базе центра. В нем будет находиться все необходимое: медицинский центр, бассейн, будут работать реабилитологи.

Если сократить число социальных сирот, которые на данный момент проживают там на постоянной основе, то освободится место для детей, которые будут приезжать в центр на временную реабилитацию, в течение нескольких недель.

Для осуществления этой идеи нужны ресурсы для расширения штатных единиц, обеспечение родителей социальной передышкой и детей качественной комплексной помощью.

Этой перспективе способствует то, что в ближайшем будущем в Республике Беларусь будет принят закон о правах инвалидов, подразумевающий, что в стране должны создаваться реабилитационные центры.

За время проекта, кто присоединился и внес вклад в создание дорожной карты деинституализации детей с инвалидностью?

--Удалось объединить все заинтересованные стороны и очень хорошо поработать. Вопросы деинституализации рассматривались совместно с Минским областным исполнительным комитетом, управлением по образованию, здравоохранению, главным врачом МРЭК, комитетом по труду и социальной защите, все вместе мы поднимали те вопросы, которые актуальны и на сегодняшний день.

Мы привлекли комиссии МРЭК для того, чтобы они работали более активно перед совершеннолетием ребенка. Таким образом, семья сможет заранее узнать о том, какие возможности для обучения и трудоустройства есть у ребенка и с помощью специалистов составить индивидуальный план.

--Самым главным во всех процессах остается, готовность ребенка и семьи воссоединиться. Для этого нужно проделать достаточно долгую и тяжелую работу, по восстановлению общения, созданию позитивного образа ребенка, восстановлению контакта и взаимодействию с ним.

Понятие «деинституализации» для наших социальных сфер не является новым, но оно актуально и по сей день. Надеемся, что наша работа продолжится и сможет принести большие перемены в чьи-то жизни.